водные походы

КАК ПРОХОДЯТ СПЛАВЫ ПО РЕКАМ В КАРЕЛИИ И НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?

А непромокаемый мешок выдадут? А удочками обеспечите? Ради одного похода неопрен не хотелось бы покупать, можно ли взять в аренду? Эти и многие другие вопросы встают перед теми, кто собирается на сплав. Расскажу об этом подробнее.
Если собираетесь в первый раз на сплав — советуем прочитать эту статью.

На этапе бронирования тура наш менеджер уточнит необходимую информацию и подберёт подходящий вариант сплава. Проконсультирует по времени, на которое необходимо брать билеты.

Конечно, у каждого из вас при сборах на сплав возникнут свои вопросы, ответы на которые можно получить у менеджера по телефону +7-996-963-50-03. Здесь опишу как проходит водный поход, чтобы ответить на большую часть вопросов, всплывающих в голове завтрашнего сплавщика.

Встреча на вокзале и прибытие на стапель
Инструктаж по технике безопасности и сплав
Вечером на стоянке
Снова сплав
Днёвка
"А всё кончается..."
1

Встреча и прибытие на стапель



Для начала рекомендую ознакомиться со статьёй, повествующей о наполнении моей гермоупаковки. Там вы найдете минимум вещей, без чего точно на сплав ехать не надо. И вот когда рюкзак собран, возникают вопросы безопасности иного рода: Кто встретит? Куда поедем? Сколько ехать по времени? Когда накормят? И так далее.

Итак, начнем с поезда. Бывалые сплавщики шутят: это самый ключевой порог «Поезд» — не все проходят :) Если шутки вы не поняли, то точно надо ехать и спросить об этом бывалых товарищей. Раз вы не смеетесь, значит скорее всего, это препятствие вы преодолеете более чем успешно.
Далее вокзал. Чаще всего мы встречаем вас на вокзале родимого Петрозаводска, однако могут быть другие города Карелии и Мурманской области: Кемь, Беломорск, Кандалакша, Апатиты. Для того, чтобы приехать правильно, нужно внимательно прочитать программу, там написано примерно следующее: «Мы встречаем вас на вокзале...». Итак, вы выходите из вагона, а там толпа народу: все с рюкзаками и все сплавляться и встречающих с табличками тоже целый вагон. Чтобы не потеряться ищите скромного такого гида с белой табличкой и надписью цвета нашего... корпоративного «Get Karelia». Итак, встречающего вы нашли и здесь прежде, чем задать вопрос: «А когда есть будем?», следует набраться терпения. Поскольку инструктору предстоит собрать ещё энное количество человек в кучу.
После того, как он всех соберет, он обязательно расскажет план дальнейших действий: идем туда-то, магазин там-то, туалет направо, готовность пять минут... Поехали!

Обычно путь до стапеля занимает от 1 до 12 часов в зависимости от маршрута. Да-да, не пугайтесь, некоторые реки расположены действительно очень далеко, но поверьте, оно того стоит! Дорога — время познакомиться с другими участниками и попытать руководителя похода вопросами. Возможно, вам повезет, и он ответит на них серьезно, а не как обычно он это делает.

Итак, вы прибыли на стапель (так называется место старта). И прежде, чем бежать со счастливым лицом к реке, как показывают в американских фильмах счастливых людей, бегущих по морскому побережью, стоит остановиться. Вы же теперь команда, а команде в данный момент надо:

— освободить автобус от себя;
— забрать свои вещи;
— разгрузить все снаряжение, чтобы с успехом отпустить водителя в обратный путь.

На стапеле, сначала, как это всегда бывает, курящие выкурят по одной, некурящие — обсудят дорогу и те части тела, которые ломит или свело от долгой поездки. Но потом, надо сразу приниматься за работу. Гид-проводник раздаст всем задачи: кому-то дров принести, кому-то катамараны собирать или рафты накачивать. В общем, все при деле.
2

Инструктаж и сплав

И вот, наконец, еда готова, суда готовы — все уже на низком старте, но спешить не надо! Для начала нужно подобрать для себя личное снаряжение. Если какие-то элементы экипировки зависят от размеров, веса и прочих параметров, то об этом у вас обязательно спросит менеджер на этапе бронирования тура. И тут наступает момент истины и «отлив показывает, кто купался без трусов». Если вы слукавили с весом, то кольчужка в виде спас жилета вам явно будет не по размеру. А это не что иное, как ваша безопасность и, как следствие, здоровье и приятные впечатления о вашем путешествии. Поэтому в подборе снаряжения лучше себе не льстить и примкнуть к сторонникам бодипозитива — я такой (-ая), какой (-ая) я есть.

Что из снаряжения вам выдадут? Это, конечно же, спас жилет, который подбирается в зависимости от веса; это весло — чаще всего, они все одного размера (с небольшими отклонениями); каска — тоже регулируется под любую голову; гермомешок на 100 литров (в этот девайс вы должны будете переупаковать все свои вещи, заботливо сложенные дома перед поездом). Сделать переупаковку придется, скрипя зубами, поскольку занятие неприятное, но в 99% случаев этого не избежать — очень редко вижу сумки или рюкзаки, которые можно запихать в герму, не нарушив изначально задуманной идиллии укладки. Также вам выдадут коврик и спальник. Спальный мешок я рекомендую настоятельно иметь свой. Для походника это как зубная щетка. Но если вдруг его нет, то в стоимость программы он входит. Также имейте в виду, что мы выдаем вкладыши из бязевой ткани, которые стираются после каждого заезда. Со спальниками такие трюки производители не рекомендуют делать, иначе теряются его ключевые свойства и он превращается в тряпку.

Все это вам выдали на время вашего путешествия, чтобы оно было комфортным, и здесь придется заключить первый «общественный договор». Мы вам предоставляем, а вы бережете это как своё и не разбрасываете на стоянках, а бережно и нежно убираете либо в палатку, либо под тент. Как говорят, своя рубашка ближе к телу, и каждое утро, приятнее надевать свой спасик и свою каску.

Снарягу разобрали. Все экипированные такие, красивые стоят. Пришло время для общей фотографии и по коням! Снова стоп! Сейчас — инструктаж по технике безопасности! Вот здесь вы услышите много нового и интересного: и как грести, и как «лопату» держать, и что в бочке делать, и про морковку, и главное — не ТАБАНЬТЕ!

С техникой безопасности закончили — теперь рассаживаемся по судам и вперед! Сразу оговорюсь, чтобы вы не питали иллюзий о том, что сегодня я поеду на левом борту, а завтра на правом — это не так. Скорее всего вы займете своё место и прирастете к нему до конца похода. Причин тому несколько. Во-первых, местоположение для вас определит инструктор, опытным глазом прикинув развесовку и расстановку сил. В первый день еще возможны передвижения исключительно в целях улучшения маневренности и управляемости судна. Во-вторых, если вы начнете пересаживаться каждый день, то в критических ситуациях (а такие будут), вы банально будете забывать «правый» вы или «левый» (и здесь я говорю не о политических пристрастиях). Ещё вчера были «левым», сегодня — уже «правый» и наоборот. А неточное выполнение команд в пороге приводит к еще более критическим ситуациям. Поэтому рекомендую крепко подумать, прежде чем жаловаться на то, что болит рука, потому что «я сижу справа, а мне надо налево, чтобы рука отдохнула». Рука у вас болит от того, что техника гребли страдает, а следовательно, страдаете и вы. Как следствие, в данной ситуации лучше научиться правильно грести — от этого выиграет не только рука.
Всё, с формальностями покончили, теперь сплавляемся! Казалось бы, греби себе, наслаждайся пейзажами. Но постоянно напоминает о себе этот вредный тип — сидит он обычно сзади и, как водится, не гребет — опустил весло в воду и делает умный вид: мол, я тут главный. И всё бы ничего, но он еще и команды странные раздает: «Левый вперед!», «Правый табань!». Придется к этому товарищу привыкнуть — работа у него такая: весло в воду опускать и непонятными словами ругаться. Ну еще он может на стоянке кашу приготовить, а может и этот процесс делегировать. И вообще, чем опытнее этот персонаж, сидящий на корме, тем меньше он работает. Ну, по крайней мере, с первого взгляда — именно так. А некоторые экземпляры могут еще и взять гитару вечером и так, чтобы душа свернулась, а потом развернулась!

Есть с этими товарищами проблема одна: не понятно, когда они шутят, а когда всерьез что-то говорят. Держи ухо в остро!

Одно надо запомнить — при прохождении порога, он (или она) — сто процентов не шутит и все команды необходимо выполнять с точностью, даже если они кажутся вам нелогичными.

А сплав уже полным ходом: плёсы, пороги, перекаты, озёра — в Карелии они есть практически на каждой реке, сменяющиеся пейзажи — всё то, ради чего вы собственно и ехали. Вот сплавной день подходит к концу — ищем стоянку.
3

Стоянка и вечерний досуг

При зачаливании рафта или катамарана к берегу сначала выходят загребающие (как водится это два здоровых мужика, сидящих на носу судна) и держат плавсредство, пока все участники один за другим не выйдут на берег. Здесь есть важное правило: не дергать лодку, когда кто-то стоит, а не сидит. Думаю, не сложно догадаться, что произойдет. И еще одно очень важное правило: по судну передвигаемся исключительно на коленях.

При выходе на берег еще одна сложная задача: не разбежаться по кустам, а всем вместе встать в цепочку и разгрузить судно и вытащить все пожитки на сушу. После этого уже можно идти ставить палатку и заниматься прочим устройством временного лагеря. Не забудьте предложить помощь инструктору с заготовкой дров и приготовлением пищи, а то эти ребята скромные — все время стесняются попросить помощи.

Тут и ужин готов. Можно и расслабиться после тяжелого трудового дня, однако с оглядкой на то, что завтра не менее трудовой день. Песни под гитару у костра? Пожалуйста! Нет гитары? Вот и акапелла-бэнд сформировался. Здесь вход идет все: и про коня, и про байдарку, и луч солнца золотого — тоже здесь. И что немало важно — можно шуметь после одиннадцати. Кто поставил своё жилище недалеко от костра, тот просто неопытный походник =) В следующий раз лучше с палаткой уходить на дальний кордон и внести в список обязательных вещей беруши.

Итак, утро следующего дня. Все довольные и выспавшиеся выходят на завтрак, заботливо приготовленный тем самым, который с умным видом опускает весло в воду. Утренний кофе, обсуждение того, кто получил приз зрительских симпатий в номинации «Голос» во вчерашнем запеве. Но расслабляться нельзя: сегодня новый ходовой день, а значит новые пороги, новые приключения и море эмоций.
4

Снова сплав

Двигаемся далее. Вот впереди шивера и все думают: «Ну наконец-то текуха, сейчас можно довериться течению и не грести, а вода сама вынесет». И как только все собрались расслабиться, тишину разрывает команда: «Оба вперед! И раз! И раз! И раз!» Все в недоумении — почему так, что мешает просто сплавиться? Оказывается, чтобы успешно управлять судном на воде, необходимо чтобы это самое судно имело скорость несколько бОльшую, чем скорость течения, только тогда прохождение будет успешным: можно будет маневрировать среди камней, вовремя совершать повороты и сохранить судно и команду в целости. А что вы думали? Здесь все как в жизни: если вы по течению плывете — то вас как щепку мотает из стороны в сторону, а если вы быстрее, а иногда и против, то у вас уже контроль над ситуацией появляется. В природе также: многие виды рыб для нереста поднимаются в реки против течения или на прокорм становятся против стремнины (то есть течения) — так в рот залетает больше. В общем, после недоуменных вопросов типа: «А зачем нам грести, если нас и так хорошо несет?» — инструктор рассказывает примерно вышеописанную историю и все встает на свои места, приходит понимание, что расслабиться в стремнинке не получится.

Где же тогда расслабляться? Нигде. Отдых то активный. Но есть одна фишечка: на плёсах (так называются спокойные участки, где практически отсутствует движение воды) или озерах, которых в Карелии великое множество, мы припрятали один бонус — это подвесной лодочный мотор. Обычно он небольшой, от 2,5 до 5 лошадиных сил, но свою работу четко выполняет: позволяет расслабиться на скучных плёсах и не выбиться из сил при встречном ветре на озере.

Но даже скучный плёс может стать очень хорошим развлечением. В группе всегда есть рыбаки. Видим плёс или озеро — вот и настал ваш час, ребята — расчехляем удочки. Ну а что же делать тем, кто не рыбачит? Здесь все от фантазии вашей зависит: самые распространенные игры в это время — это «Контакт» и «Города». Если не знаете, о чем это я, точно надо ехать.

И вот когда все уже успели расслабиться под северным карельским солнцем, крик с кормы: «Чалимся!». Обычно эту функцию выполняют так называемые «загребные» — два самых крепких или самых опытных товарища в группе. Это означает, что им нужно выпрыгнуть на берег с чальным концом (специальной длинной веревкой) и пришвартовать, то есть привязать судно к дереву или камню на берегу.

Снова недоуменные вопросы: «Зачем? Почему?» И так же все нормально было... Объявляется осмотр порога и снова новая порция вопросов: «А зачем смотреть? А сходу нельзя? Чё мы лошары что ли?» Надо сказать, что помимо прямого назначения — осмотра, такая остановка являет собой много плюсов: размять слежавшиеся мышцы, сделать классные фото и сходить в туалет. Ну и посмотреть на порог — что же нас ждет, и почему инструктор хочет обратить внимание на это препятствие. Осмотр предстоящего препятствия иногда действует очень отрезвляюще: некоторые сразу отказываются идти в порог со словами: «Я лучше вас с берега сфотографирую». Сразу скажу, что вы вправе сделать этот выбор — остаться на берегу, но нужно учитывать еще и то, что скажет тот товарищ, который сидит на корме, опускает в воду «лопату» и ругается непонятными командами. Если он говорит, что идти можно, то наверное стоит прислушаться, вы же приехали сюда не по берегу ходить, а сплавляться.

И вот, когда все уже наделали крутых фото для своих инстаграм-аккаунтов, чтобы поразить всех коллег и подписчиков, гид собирает всех на берегу и начинает что-то с умным видом рассказывать и показывать.

И здесь случается то, что англичане называют «vice versa»: вы видите порог и думаете: «Тут все просто, нечего делать, пройдем на раз!» Инструктор начинает рассказывать, как на самом деле: здесь «закусывает», там «подсасывает», а вот здесь если не «зацепиться», то будет весьма нехорошо. «Напоминаю, если вы оказались за бортом, не теряйте весло — оно стоит миллион, не расплатитесь!» =) Конечно же это шутка, но она очень хорошо помогает действительно не терять весло.
Почему этот аксессуар так важен? Есть два важных момента: во-первых, управление при самосплаве. При попадании в воду вы ложитесь на спину ногами вниз по течению и перед собой держите весло. Таким образом, вы встречаете препятствия, которые приготовила для вас река не головой, а ногами и мягким местом. Весло в данном случае помогает «подруливать» при самосплаве. Во-вторых, при попадании в бочку (обратный вал воды, способный крутить вас как в центрифуге и не отпускать долго), вы крепко держите весло. Как правило, при первом попадании в бочку, вы не понимаете ничего — где верх, где низ, где ноги, где руки. И тут весло решает, поскольку у него есть лопасть, которая «как бы случайно» находит струю — ваш спасительный ключ, выход их центрифуги. Когда вы не понимаете, что происходит, струя, которая обычно находится на глубине под пеной, попадает в лопасть и вытаскивает вас из бочки. И наоборот, вы видите большой водопад, от которого дух захватывает, и с опаской спрашиваете гида: «Мы ведь туда не пойдем?», на что получаете ответ с ухмылкой: «Легко!»
Почему так? Это опыт «чтения» препятствий. На то он и инструктор, чтобы сзади сидеть, филонить, табанить и опускать «лопату» в воду, да и еще выкрикивать непонятные ругательства.

После многочисленных просмотров, прохождений без осмотров, «зеленых» остановок и прочих прелестей ходового дня, прибываем на стоянку. Сегодня был сложный день, все устали, но это еще не финал. Ставим лагерь, готовим ужин. Сегодня у костра можно задержаться подольше, ведь завтра днёвка. Это значит, что как минимум две ночёвки будет сделано на этой стоянке и завтра точно не нужно будет собирать палатку. Поэтому и место для днёвки выбирается получше: чтобы баня была обязательно и порог хороший для покатушек, но если нет падуна, то и пляж на озере сгодится!
5

Днёвка

Итак, сегодня днёвка. После ночных концертов неизвестных гастролеров все просыпаются, хорошо если к 10:00. Оно и понятно — никуда не спешим. Если в группе есть заядлые рыбаки, то они уже встретили зорьку с удочкой и успели вернуться к завтраку. Сегодня есть несколько важных задач: покататься на пороге (если он рядом), позагорать (если карельское солнце вас решит порадовать) и баня (безусловная задача — выполняется в 100% случаев из 100).

1. Катаемся. Если вы приехали на сплав впервые, то ваш первый вопрос будет звучать так: «А кататься будем сверху вниз? А потом обносить и снова вниз?». И здесь снова получаете в ответ ухмылку инструктора: «Я все покажу!» Первый «прокат» действительно так и выглядит, но потом начинается самое интересное! Нужно зайти в бочку (ту самую центрифугу) снизу по течению. Обычно катания происходят на бочках, которые «не держат» и «не закусывают», а сразу «выплёвывают». Заход снизу позволяет совершить «структура» самого порога: слева и справа от струи, образующей бочку, имеется обратное течение — улово. С помощью него судно «подкрадывается» к бочке и как бы «седлает» обратный вал. Выглядит это примерно, как родео на быке: катамаран или рафт начинает трепать на месте из стороны в сторону, при этом периодически волна накрывает с головой участников этой замысловатой гонки. Кого-то, как водится, смывает в реку, но это не страшно — уже через несколько секунд бедняга-счастливчик выплывает и самосплавом выбирается на берег. Бедняга — потому что скинуло впервые, наверняка напугался. Счастливчик — потому что это очень крутые и незабываемые ощущения — наверняка еще захочет!
2. Итак, все покатались! Довольные, счастливые и мокрые возвращаемся на берег, а там — баня! Самая настоящая, походная! Конечно, сруб на берегу ставить никто не будет, хотя прецеденты были. Баня эта выглядит также, как и во времена царя, а позже и императора Петра I — особым образом выложенная печка из камней, которая топится шесть часов подряд, чтобы нагреть камни, после чего угли убираются и сверху растягивается палатка в виде куба с одним выходом на липучках или на молнии (а чаще и с тем и с другим). Выход направляется, естественно, в сторону озера/реки. Конечно, здесь найдутся скептики, которые начнут рассказывать, что все это от лукавого и баня не настоящая и до 100 градусов не догоните... Ну в общем, спорить не буду — приезжаете и проверим: догоним до 100 или не догоним! А то я и так много карт раскрыл, а мой очень, очень лонгрид еще не закончен.

С лёгким паром! Дневка выдалась — чистое здоровье! Далее ужин и вечерний чай — всё, как доктор прописал.

Утром с новыми силами снова в путь! «Пороги и прижимы, сливы, бочки, рукава». Каждый день что-то новое. Природа раскрывается своими красками: болотные берега сменяются лиственными лесами, лиственные леса — сосновым бором, то и дело поперек реки застрянет поваленное ветром дерево, образуя затор. Река разливается на равнинных участках, преодолевает каменные завалы с перепадами высот, образуя сливы и перекаты, сужает русло и ускоряет в узких местах, образуя шиверы и наконец разливается в огромное озеро, каких немало еще будет на пути — в этом особенность карельских рек. Нельзя также забывать, что почти все сегодняшние сплавные реки когда-то, в советское время, использовались для лесосплава. С тех пор осталось много сюрпризов: лотки, торчащие из-под воды штыри, топляки и прочие вещи. Но здесь нужно довериться вашему проводнику, да-да, тому самому, который сзади весло в воду макает. Что-то мы про него позабыли, а он уже чует завершение маршрута. Для него это уже n-ный поход по этому маршруту, он и со счета сбился. И, конечно, какая бы ни была погода в Карелии, основную погоду на маршруте для него делаете вы — туристы: веселые, серьезные, придирчивые, мозговыносящие, спокойные, активные — разные. В этом, на мой взгляд, и заключается прелесть работы в активном туризме — много общения, закалка в стрессовых ситуациях, новые знакомства. Так, любой город в нашей необъятной может стать родным. Для меня таким городом стала Москва — очень уж много новых друзей из столицы я приобрел, работая в активном туризме.
6

Антистапель

Но я отвлекся, вернёмся на реку. Вот уже завершение маршрута. В конце сплава практически всегда есть какой-то падун или шивера, на которой можно отвести душу и вдоволь накататься. Теперь точно все — антистапель. Таким вот словом мы называем место, где заканчивается маршрут. Так как мы уже сработанная команда, мы знаем, что и куда и дружно складываем снаряжение: каски в один мешок, гермы — в другой, весла в третий. Здесь самое время вспомнить заключенный с вами в начале «общественный договор»: вы должны сдать снаряжение в таком виде, в каком вам его выдали. Тут вы посмотрели на свою снарягу и поняли — не уберегли. Что ж, условия то походные, всякое бывает. И здесь важно не смолчать: за что-то порванное, порезанное или сломанное с вас компания вряд ли что-то взыщет — за 12 лет работы я такого не помню. А вот инструктору это весьма поможет, ведь с вашей подсказки он может отремонтировать или заменить испорченную единицу снаряжения, а значит ему не придется краснеть перед следующей группой, которая, кстати говоря, может быть уже завтра.

Вот и пришло время прощаться, но думаю, что не надолго! Вы знаете как нас найти: телефон +7-996-963-50-03, почта: info@getkarelia.ru

До встречи на сплаве!

Автор статьи: Александр Дроздюк

С этой статьей также читают: